Как строилась крупнейшая ЛЭП на Дальнем Востоке
6 сентября в Якутске в Региональном диспетчерском управлении ОАО АК «Якутскэнерго» поставлены под рабочее напряжение подстанция 220/110/10 кВ «Пеледуй» (126 МВА) и линия электропередачи 220 кВ «Ленск – Пеледуй» (434 км) на территории Западного энергорайона Республики Саха (Якутия).
Таким образом, введен в работу последний пусковой комплекс ЛЭП 220 кВ «Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй» с отпайкой до НПС №14 в ходе реализации инвестиционного проекта ОАО «ДВЭУК».
12-метровые сваи — едва ли не главное оружие в борьбе с вечной мерзлотой.
В наиболее труднодоступные места доставка грузов, в том числе собранных опор, осуществлялась при помощи вертолетной техники.
Общая площадь вырубки просеки для ЧМЛП составила 6 574 га, протяженность лежневых дорог на заболоченных грунтах – 334 км.
Одна из трех опор ПП220-270 для воздушых переходов через реки Олекма и Лена. Ее высота — 94 м, вес — 80 т.
Подстанция при НПС №12 нефтепровода ВСТО.
Подстанция при НПС №13 нефтепровода ВСТО.
Транспортировка грибовидного фундамента по лежневой дороге.
Холодное сердце Западного энергорайона Якутии — Вилюйские ГЭС.
Четвертая, самая маленькая опора (ПП220-240) воздушных переходов через реки Олекма и Лена. Ее высота — лишь 64 м, а вес — 59 т.
Будни энергостроителей. Ничего особенного, если не считать, что для ЧМЛП понадобилось установить 4 174 опоры ЛЭП. А ведь нужно еще завезти грузы, вырубить просеку, обустроить фундаменты, руками все собрать.
В 2009-2010 гг. была построена ВЛ 220 кВ «Сунтар – Олекминск. Отпайка до НПС №14» протяженностью 315 км с ПС «Олекминск». Благодаря этому были выведены в резерв ДЭС, ежегодно потреблявшие 10 тыс. т дизтоплива.
В 2013 г. была построена подстанция Городская в Ленске. Пуск объекта сомкнул энергокольцо протяженностью свыше 1200 км, которое связало Сунтар, Олекминск, Ленск, Мирный, Чернышевский.
В этой стройке одновременно участвовало до 1,6 тыс. человек.
ВЛ 220 кВ «Чернышевский – Мирный» пролегает вдоль трассы ЛЭП, построенной на деревянных опорах в 60-х гг. прошлого века. Конструктивная особенность нового участка – современные многогранные металлические опоры.
Высоковольтная линия задействует мощности каскада Вилюйских ГЭС и Светлинской ГЭС (совокупная мощность более 1 ГВт) для энергоснабжения юго-запада Якутии и севера Иркутской области, в том числе объектов ВСТО.
Длина всех участков крупнейшей ЛЭП на Дальнем Востоке составляет 1,5 тыс. км, общая мощность четырех построенных подстанций – 352 МВА. Стоимость проекта превышает 36 млрд рублей.
Для ЧМЛП по рекам и зимникам завезено 158 299 т материалов и оборудования, по месту стройки с разработанных карьеров перевезено 480 000 т щебня, песка и ПГС. Общий вес ЛЭП равен 12-ти Останкинским телебашням.
Еще недавно жители Олекминска, основанного около 4-х столетий назад, получали дорогую, дающую сбой энергию от дизельных электростанций. Теперь новая ЛЭП экономит до 450 млн рублей в год на топливе для ДЭС.
Лесные пожары — общая беда всей Якутии. Ежегодно в тушении огня участвовали и энергостроители со своей техникой. Но предтавьте, что могло произойти только в этом году, если бы не были построены стальные ЛЭП.
Летом 2014 г., когда штормовой ветер повалил деревянные опоры ЛЭП 110 кВ, централизованное электроснабжение Пеледуя, Витима и Ярославского целый месяц обеспечивалось через новую ВЛ 220 кВ «Ленск – Пеледуй».
ЛЭП на деревянных опорах 1960-1970 гг. постройки выработали 2 нормативных срока и исчерпали свою пропускную способность. В период максимальных нагрузок для поддержания их работы приходилось подключать ДЭС.
Максимум в актированные дни — это сборка опор и ручная валка просеки. А из техники дольше всех держатся советские станки БУ-20, с помощью которых через мерзлый грунт и скальную породу пробиваются скважины.
Монтаж оборудования на подстанции Пеледуй, которая заработала 6 сентября 2014 г. Почти десять тысяч местных жителей с нетерпением ждут, когда Якутскэнерго раз и навсегда присоединит свои сети к ней.
На энергостройке трудились коллективы ООО «ТОК-Строй», ОАО «Русгидрострой», ООО «Эльбрусская горно-строительная компания», ООО «Якутское», ОАО «Северо-Кавказкая энергоремонтная компания».
Новая ЛЭП с такими опорами в Западном энергорайоне Якутии появилась впервые. Благодаря постановке первой цепи под рабочее напряжение пропускная способность участка была увеличена более чем в 2 раза
Падающая стрела – метод установки крупногабаритных опор через специальное металлическое устройство А-образной формы. Критически необходима высокая точность расчетов и слаженность действий. Вот та самая малютка.
При строительстве ЛЭП на юго-западе Якутии, где есть только спутниковая связь, проложено порядка 1000 км ВОЛС. Сейчас ДВЭУК намерена передать в аренду 4-м операторам связи все свободные волокна.
Реализация проекта стартовала в конце 2010 г., строительно-монтажные работы длились вместо плановых 5 лет всего три года (с июля 2011 по июнь 2014 гг.).
С 2009 г. в тяжелейших природно-климатических условиях построено более 1800 км современных сетей и пять мощных подстанций. Не хватает каких-то 200 км, чтобы сравнить с протяженностью автотрассы Колыма.
Строители покорили прекрасные якутские реки Олекма и Лена не менее прекрасными воздушными переходами с шириной надводной части 1 150 и 1 173 м соответственно.
Строительство воздушных переходов через реки велось круглогодично, поэтому кроме барж была задействована нетипичная для решения подобной задачи техника – вертолеты, судна на воздушных подушках, снегоболотоходы.
Участникам проекта при колоссальной поддержке органов исполнительной власти удалось за рекордный срок ликвидировать 40-летнее отставание в развитии энергоинфраструктуры юго-запада Якутии.
Суровые будни
Было много сказано про суровые условия Якутии… Вот она — реальная цена мегастройки.